Reggae & Dub, Rastha
Reggae & Dub, Rastha
Создал тему для узкого круга любителей волшебных ритмов музыки реггей и завораживающих мелодий изумительного даб.
Поиск музыки, обмен музыкой, обсуждение музыки, статьи, интервью с исполнителями.
Модераторам: Все интервью, фотографии исполнителей и прочие рарки публиковались в теме "Жили- были наркоманы" (Самому смешно :) ) Огромная просьба повыдергивать оттуда все что относится к этой теме и переместить сюда.
Поиск музыки, обмен музыкой, обсуждение музыки, статьи, интервью с исполнителями.
Модераторам: Все интервью, фотографии исполнителей и прочие рарки публиковались в теме "Жили- были наркоманы" (Самому смешно :) ) Огромная просьба повыдергивать оттуда все что относится к этой теме и переместить сюда.
Re: Reggae & Dub
Вот второе по мне.Как руки дойдут поменяемся. :)overkill писал(а):Создал тему для узкого круга любителей волшебных ритмов музыки реггей и завораживающих мелодий изумительного даб.
- DiBrain
- ex-InffinNet Admin
- Сообщения: 2349
- Зарегистрирован: Ср май 28, 2003 4:30 am
- Откуда: MoninoNet
Re: Reggae & Dub
[quote="overkill"]Огромная просьба повыдергивать оттуда все что относится к этой теме и переместить сюда.
[quote]
Не получится, сообщения переносятся только с созданием новой темы.
Поэтому тащи ручками копируя тексты оттуда, вставляя сюда.
По теме:
Немного даба есть на компе, как нибудь попозже скину на сервер.
[quote]
Не получится, сообщения переносятся только с созданием новой темы.
Поэтому тащи ручками копируя тексты оттуда, вставляя сюда.
По теме:
Немного даба есть на компе, как нибудь попозже скину на сервер.
IN VINO VERITAS!!!
или
Истина где-то рядом...
или
Истина где-то рядом...
Если вы думаете, что "растафар" или "растаман" - это вполне определенный тип наркоманов, то вы рискуете сильно ошибиться!
В начале было слово, и это слово было - Джа.
Растафарай (Rastafari) или, как у нас чаще говорят - "растафари", является религиозным движением черного населения Ямайки (Джамейки) за возвращение на свою историческую родину. Лидером движения, человеком который изложил свой взгляд на историю христианства был ныне покойный Маркус Гарви, бывший священник христианской методистской церкви. Основа движения "раста" - книга "Холи Пиби" (Holy Piby, HP). Своеобразно истолкованная библия со времен Адама. Согласно HP, первочеловеком был чернокожий эфиоп, рай на земле - Эфиопия, а Спаситель явленный нам - это свергнутый король Эфиопии - Хайле Селассие I.
Отношение Раста к конопле.
Религия "Раста" придерживается основных библейских принципов, отвергая употребление алкогольных напитков и курение табака.
Вместе с тем, "раста" разрешено употребление конопли и ее продуктов, в частности "раста" считают, что курение конопли делает их ближе к библейскому господу Иегове, одно из имен которого - Джа (JAH).
Конопля считается травой мудрости, "соломоновой" травой. По легенде, конопля выросла на могиле царя Соломона премудрого.
Отношение Раста к другим религиям.
Раста терпимы к другим религиям, считая их проявлением духовной слабости и гордыни людей, не ощущающих тепла господа Джа.
Раста не занимаются обращением в свою веру.
Африканская Православная Церковь поддерживает тесные контакты с Российской Православной Церковью.
В настоящее время, в России нет официально зарегестрированных общин Раста.
Создание в России официальной "растафарианитской" общины в настоящее время невозможно по причине тотального запрета на употребление и выращивание конопли на территории России.
Душа Раста.
Стараясь придерживаться определенных правил общения и стараясь легче различать "своих", "раста" несколько искажают язык, вводя в него фонемные искажения с добавлением "исключающего" "I" ("Я"). Например, животворная "vital" ("витал") пища у них называется "ital" ("итальная", "итал"). Все "раста" считают себя частицами господа JAH, пришествия которого они ждут с нетерпением, ибо именно тогда, как считают "раста", "падет Вавилон" и "Железный Лев Сиона" ("Iron-Lion-Zion") воцарится и наступит новая эра человечества. Рай, явленный на земле.
Каждый "раста" с искренней любовью относится к другим "раста" - в разговоре их вы никогда не услышите "я", но всегда - "я-да-я", "ай-энд-ай" ("I-and-I"), то есть, когда "раста" говорит о себе или о другом "раста", он всегда имеет в виду всех "раста", осознавая тонкую связь всех "раста". Свое мироощущение "раста" выражают как "вибрации", "вайбрейшенс" ("vibrations"), "дух", ибо "вибрации" эти есть ни что иное, как тонкие энергии, объединяющие господа JAH со своими детьми - "раста".
Обман среди раста считается _крайне тяжким грехом_, независимо от того, кого "раста" обманул - непросветленного человека или своего "брата", ибо обман - это "оружие" Вавилона, в лице которого выступает современное общество потребления, западной поп-культуры, которому противостоит "дред".
"Hi, braa!"
"Раста" можно легко узнать по множеству антенн-косичек "дред локс"("dread locks") "устрашающие, ужасные патлы, локоны". "Раста" считают, что именно локоны позволяют им отгонять от себя злых духов и делают их похожими на Железного Льва Сиона.
"Раста", как правило, люди доброжелательные. Услышав заветное: "Hi, braa! Do you thin' about I-and-I?" любой "раста" непременно подойдет к вам, похлопает по плечу и найдет несколько теплых слов.
Религия "раста" была принята российскими хиппи и трансформировалась в неформальную общность близких по духу людей, как правило, культурных и образованных..
Закосы.
Вместе с тем, можно наблюдать попытки "подмазаться" под "раста" с целью объяснить себе и окружающим, почему человек злоупотребляет коноплей и ее продуктами.
Большинство наркоманов, выдающих себя за "раста" и использующих внешнюю атрибутику: характерные цвета в одежде, прическа "дредлокс" - практически ничего не знают об этом движении.
Причины.
Первоначальный смысл "раста" в России был дополнен большим количеством культовых понятий, особым окружением и атмосферой. Понятно, что российские "раста" не собираются эммигрировать в Эфиопию, так как во-первых у нас нет (?) в родословной негров, вместе с тем большинство людей в нашей стране по своему общественному статусу находятся на положении "негров" в колониальной Англии прошлого столетия, и во-вторых - наша "Эфиопия" - здесь, в России.
Эй! Сюда иди!
Опознавательные цвета "раста" - "светофорные", "растафарские": красный, желтый и зеленый. Их часто можно увидеть на руках хиппи в виде плетеных браслетов - "фенечек". Это цвета национального флага Эфиопии. В последнее время, правоохранительные органы стали обращать внимание на "фенечки" (особенно - в Москве), вследствии чего, количество носящих их людей резко сократилось.
В культуре "раста" фенечки не носят, за исключением тонкой трехцветной нитки на _правом_ запястье. В русской православной культуре такая нитка (обычно черного цвета) называется "афонской".
Ошибочки.
Распространено заблуждение о том, что "светофорная фенечка" означает "марихуану". Это не так, хотя известная косвенная связь здесь прослеживается.
Хлеб насущный.
Пища. В рацион "раста" входит исключительно "итальная" пища. И в этом они могут дать "фору" даже российским православным. Посты "раста" соблюдают чрезвычайно жестко и недвусмысленно. Итак, к "итальной" пище относится: брынза, домашний сыр, зелень, фасоль, зерновые (например: рис), овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, куриные яйца. Вообще по поводу куриных яиц - во время постов "раста" их не употребляют.
Самое простое: отварная фасоль, латук, кинза, брынза или присоленный творог, пресный хлеб, кислое молоко или чистая вода.
Наркотики.
Раста отрицательно относятся к любым наркотическим веществам, считая их созданием дьявола, стремящегося посеять в душах людей гордыню и вывести их из теплых ладоней господа Джа. "Раста" не курят табак, не пьют алкогольные напитки, не употребляют такие наркотики как: героин, кокаин и амфетамины. "Раста" отрицательно относятся к психотропным препаратам и галлюциногенам (ЛСД, PCP и так далее).
Культура "растафари" может рассматриваться в качестве альтернативного подхода к борьбе с наркоманией. Особую роль здесь можно отнести на счет жестко контролируемого употребления конопли и ее продуктов в жестко очерченных рамках ритуалов и глубоко духовную этику взаимоотношений "раста" с окружающим миром.
Музыка "Раста".
Музыкальная культура "раста", включает все стили, которые входят в "root's", "рутс", "корни". Это в первую очередь, реггей.
Культовые фигуры "раста"-реггей: Боб Марли и Питер Тош. Большинство песен Боба Марли носят четко выраженную религиозную окраску.
Подробнее о движении "раста" (использовались материалы Евгения Штефана с небольшими дополнениями и исправлениями).
Откуда все пошло.
Происхождение. Гарвеитская Православная Африканская Церковь Маркус Гарви (Marcus Mosiah Garvey), уроженец Ямайки, негритянский националистический лидер, чья Всеобщая Ассоциация Улучшения Положения Негров (Universal Negro Improvement Association) стала самой известной организацей Черной Власти (Black Power) в 20-е годы. Хотя сам он был англиканского вероисповедания, но последователей своих подбивал рисовать Иисуса черным и организовывать свою собственную церковь. Дабы подчеркнуть, что новая церковь не является ни католической, ни протестантской, она была названа "православной".
Православная Африканская Церковь поддерживает тесные контакты с Русской Православной Церковью.
Отец движения.
Маркус Гарви, судя по историческим книгам, был главным образом политическим деятелем, выступавшим за экономическое равенство черной и белой рас. Но, в устной традиции, он предстает перед нами как помазанник Божий, пророк и предтеча Хайле Селассии. В дополнение к многочисленным чудесам и пророчествам, ему приписывают предсказание, что в Африке взойдет на престол "могущественный царь" и принесет справедливость угнетенным. Когда эфиопский принц (Ras) Тафари был коронован в качестве императора (Haile Selassie I), многие жители Ямайки объявили пророчество Гарви свершившимся - так родилось движение Рас Тафари.
Гарви был тогда еще жив, хотя его движение в основном затухло, а сам он был заключен в тюрьму по обвинению (впоследствии опровергнутому) в финансовом мошенничестве. Гарви не был поклонником Хайле Селассие, и, видя, что рабство все еще существует в Эфиопии, нападал на растафарианитов как на безумных фанатиков. Те, однако, несмотря ни на что, продолжали почитать его, замечая, что даже Иоанн Креститель сомневался насчет Христа.
Религия Растафар.
Ранний мистический опыт Раста подчеркивал непосредственное присутствие Джа внутри "дрэда" (богобоязненного человека). Понятие о боге было выражено с величайшей тонкостью (хотя не все Старцы правильно различали сущность и энергию). Посредством союза с Джа, дрэд становится тем, что он на самом деле есть, но никогда прежде не был, а процесс самооткрытия возможен только через раскаяние. По этой причине раста никого не обращают в свою веру, но полагаются на самопокаяние, ниспосланное Джа. Мистический союз с Джа выражался использованием местоимения "I-and-I" (которое может означать "я", "мы" или даже "ты", но так, что в этих "я", "мы", "ты" присутствует Джа) или просто "I", что также нехарактерно для ямайского диалекта английского, в котором в качестве местоимения первого лица выступает "me".
Многие раста жили (и живут по сей день) в буше, в лагерях, управляемых Старцами. Некоторые из этих лагерей разделены по половому признаку и напоминают монастыри. Чаще же, они построены по подобию западноафриканских деревень. Дрэды придерживаются "ital" - своебразных правил питания, основанных на Пятикнижии, или же соблюдают какой-нибудь духовный закон. Мужчины обычно носят бороду. Это не было принято на Ямайке в классический период и становилось причиной социальной и религиозной дискриминации, так что тех раста, которые имели работу и не носили бороду, скрывая свое вероисповедание, называли "лысолицыми" ("baldfaces").
Широко известные "дрэдлоки", характерная растаманская прическа в классический период носили лишь немногие дрэды.
Среди немногих вещей, в которых все старцы соглашались, было то Хайле Селасси являеся "божественным" (хотя велись многочисленные споры, что конкретно это означает), а также что он намеревается возвратить всех негров Нового Света в Африку. Хотя понятие репатриации носило скорее мистический характер, но все Старцы тогда (как и сегодня), ожидали возвращения и в прямом смысле слова. Это придало Растафари открыто политическую окраску: все растафарианиты, без исключения, хотели немедленно эмигрировать в Эфиопию. Эта ситуация ни на что более не походила, кроме как на сионизм, и это уже было слишком для властей Ямайки. Однако это было не революционное движение, требующее власти для тех или иных групп людей. Девизом Раста было: "Let my people go!" ("Отпусти мой народ!").
Выступления против Вавилона.
Ситуация особенно обострилась после 1954 года, когда правительство опустошило растафарианитское мини-государство под названием Pinnacle ("пиннейкл", "башенка", "вершина", "кульминационный пункт"), управлявшееся Старцем Леонардом Хауэллом в традициях западноафриканских вождей. Последователи Хауэлла переселились в трущобы Кингстона, и таким образом крестьянское сельское сепаратистское движение внедрилось в столичные гетто.
В конце 50-х - начале 60-х некоторые доведенные до отчаяния раста отказались от доктрины ненасилия, мира и любви, проповедовавшейся великими Старцами. Эти воинственные дрэды устроили целый ряд восстаний, и в конце концов кровопролитные столкновения между раста и британскими солдатами исказили мирный характер истории движения.
Дополнительная ценная информация.
Заимствованна из статьи Александра Драчева с небольшими дополнениями.
Обладая "просветленным умом", "раста" по-своему видят Ветхий Завет и традиционно употребляют термины "культура", "идентичностъ" и "корни".
Оспаривать их суждения настолько же неразумно и бессмысленно, насколько вступать на улице в спор с родным, "доморощенным" славянофилом.
Тем более, что эти рассуждения совершенно характерны для любого нормального почвеннического движения подобного типа.
Но им сильно хочется верить - до того безудержна в своем великолепии Африка, а рэггей, в свою очередь, уникален парадоксальным, на первый взгляд, но очень органичным соединением Великого ритма Черного континента, его истинного духа и культуры с политическими прокламациями в духе Маркуса Гарви и Нельсона Манделы - и все это на ярком и мощном религиозном фоне!
Мы будем, по мере сил и возможностей, говорить о растафаризме, имея ввиду оба аспекта, т. к. только таким образом ножно попытаться вникнуть в суть ззотерического, мистического смысла растафари.
Основу культа расты составлял ряд фундаментальных положений:
Хайле Селассие I, последний император Эфиопии - живой бог, находящийся в мире; Хайле Селассие I всемогущ, ему подвластна любая энергия, включая и ядерную. Чернокожие - это эфиопы в изгнании, новое воплощение древних иудеев, избранный народ Израиля. Рай для черного человека не на небе, а здесь на Земле - в Эфиопии. Узловым моментом расты является репатриация - возвращение черной расы на родину, на его землю обетованную. Но в данном случае, было бы неправильно и наивно понимать репатриацию в буквальном смысле этого слова. Когда говорят, что репатриация неизбежна, имеют в виду возрождение духовной культуры Африки в душе человека через возврат к его корням. Это - репатриация созания.
Предвестниками культа считаются двое: Александр Бэдуорд, всполошивший Кингстон своими мистериями, и Маркус Гарви, всемирно известный основатель движения за репатриацию афро-американцев. В 1927-1935 гг. Гарви, "временный президент Африки", высланный из США, проживал на родном острове. В этот период он часто выступал с речами в парках Кингстона. Его сочинения ходили по рукам. Пламенные религиозные воззвания Гарви и невнятные религиозные пророчества Бэдуорда стали частью городского фольклора Ямайки.
В общинах растаманов культивировались не только музыка, но и художественные ремесла и искусства, определившие весь облик современной ямайской культуры, но лишь рэггей смог выйти за пределы Ямайки, покорив мир и сделав "культуру растафари" явленнем поп-культуры.
Со взлетом рэггей, растафаризм обретает поклонников повсюду, где проживают цветные общины, т.е. не только в США и Европе, но и даже среди молодежи "маори" в Новой Зеландии и аборигенов Австралии.
Растущая популярность рэггей была объективно связана с творчеством Боба Марли.
Боб Марли (Роберт Неста Марли) родился 6 апреля (по паспорту 6 февраля) 1945 года на Ямайке. В 16 лет Марли познакомился и записал несколько своих песен с ветераном ямайской музыки Джоном Хиггсом. С этого времени Хиггс оказывает на Марли огромное влияние и, будучи его другом и, в каком-то смысле, наставником, учавствует практически во всех музыкальных мероприятиях Марли. Так, в 1963 году при помощи Хиггса он создал команду ТНЕ WAILERS, куда помимо него вошли: Питер Тош, Банни Ливингстон, Джуниор Брэйтуэйт и Беверли Келсо. В 1965 году THE WAILERS сократились до трио (Марли, Тош, Ливингстоун), а в 1966 году - распались.
Марли уезжает в Штаты, но вскоре возвращается и воссоздает THE WAILERS. К 1971 году THE WAILERS очень популярны на Ямайке, но практически неизвестны за ее пределами. Марли и Хиггс организуют собственную фирму грамзаписи "Tuff Gong". А в 1972 году - выходит альбом "Catch a Fire" - первый успех и признание в Соединенных Штатах. 1973 - гастроли по США, уход из THE WAILERS Тоша и Ливингстоуна, начало их сольной карьеры. 1974 г - Боб Марли и все тот же Джон Хиггс набирают женское вокальное трио и в мировое турне по Европе Африке и обеим Америкам отправляется вновь созданная команда BOB MARLEY AND THE WAILERS.
К середнне 7О-х гг. Марли стал признанным лидером рэггей. В Великобритании практически все его новые вещи входили в ТОР 40 (No Woman No Cry 1975; Exodus, 1977; Waiting In Wain, 1977; Satisty My Soul, 1978) и в TOP 10 (Jamming, 1977; Punky Reggae Party, 1977; Is This Love, 1978), а в США его альбомы неизменно занимали высокие места и пользовались невероятной популярностью в сфере интеллектуальной элиты. На Ямайке же Марли стал культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого. 1980 г. - отмена американского турне из-за болезни - рака мозга и легких.
11 мая 1981 года, Боб Марли, невероятно талантливый музыкант, умер...
Особое вннманне следует уделить предсмертному альбому "Uprising", вышедшему в 1980 году. Практически все песни, входящие в него, производят сильное впечатление - "Uprising" стал последней вершиной музыканта.
Помимо Боба Марли, неискушенному в рэггей любителю настоятельно рекомендуются для прослушивания: Peter Tosh (в первую очередь), BURNING SPEAR, ALFA BLONDY и BLACK UHURU (если параллельно вы слушаете Тома Уэйтса или Лу Рида - вам, разумеется, никто дурного слова не скажет). Заинтересовавшимся растой плотнее, будет полезна статья М. Сосновского "Хайле Селассие, песенки рэггей и мифы исторического сознания" опубликованная в журнале "Иностранная литература" N 8-9 за 1992год. В своей статье М. Сосновский совершенно справедливо отмечает, что "..характерная черта реггей - поразительная скудность тематики при огромном потоке песен.." и "..создается впечатление, что это даже не просто строго каноническое искусство, но - упражнение на заданную тему по жестким единообразным правилам". Это жанр, который не творится, а практикуется!
Этот интересный текст позаимствован мной со страницы "Живага Джа".
Музыкальное искусство раста-реггей.
Реггей - это культовая музыка, посвященная Джа. Если вы хотите положительных вибраций, чтобы подобреть, слушайте музыку: Bob Marley, Black Uhuru, Burning Spear, Steel Pulse, Aswad, Culture, Prince Far I, Peter Tosh, Max Romero, Lee Perry, JaKob Miller, Augusto Pablo, LKJ и другие.
Реггей-рутс объясняет основные идеи растафарианства: "Репатриация - необходимость, но сначала должен начаться процесс ментальной репатриации. Воссоединение знания, мудрости и понимания. Мы верим, что Бог есть в человеке и что "I" - мой Дух и Индивидуальность, исходит от Творения, и, существуя от этого, от не может умереть. Люди, окруженные технологией и производственными товарами, потеряли контакт с жизнью, с тем, чем может быть жизнь в своем лучшем проявлении. Когда я вижу Растамана, его королеву и их детей, - это жизнь для меня, а не кредитные карточки и не работа с девяти до пяти, где вы обмениваете ваше время на деньги". Так сказала Sandra "Puma" Jones (Black Uhuru).
Real Situation, Bob Marley
Вникни в реальную ситуацию
Нация воюет против нации
Где все это началось, когда это закончится?
И, кажется, тотальное разрушение -
Есть единственное решение.
Бесполезно, никто их сейчас не остановит!
Дай им палец - они отхватят руку
Дай им руку - они сожрут тебя живьем.
Иногда мужчина, иногда ребенок.
"То одно, то другое".
И все лишь на ВРЕМЯ.
И кажется, что тотальное разрушение -
Есть единственное решение,
Бесполезно, их не остановишь,
Даже не пытайся, их не остановишь.
В начале было слово, и это слово было - Джа.
Растафарай (Rastafari) или, как у нас чаще говорят - "растафари", является религиозным движением черного населения Ямайки (Джамейки) за возвращение на свою историческую родину. Лидером движения, человеком который изложил свой взгляд на историю христианства был ныне покойный Маркус Гарви, бывший священник христианской методистской церкви. Основа движения "раста" - книга "Холи Пиби" (Holy Piby, HP). Своеобразно истолкованная библия со времен Адама. Согласно HP, первочеловеком был чернокожий эфиоп, рай на земле - Эфиопия, а Спаситель явленный нам - это свергнутый король Эфиопии - Хайле Селассие I.
Отношение Раста к конопле.
Религия "Раста" придерживается основных библейских принципов, отвергая употребление алкогольных напитков и курение табака.
Вместе с тем, "раста" разрешено употребление конопли и ее продуктов, в частности "раста" считают, что курение конопли делает их ближе к библейскому господу Иегове, одно из имен которого - Джа (JAH).
Конопля считается травой мудрости, "соломоновой" травой. По легенде, конопля выросла на могиле царя Соломона премудрого.
Отношение Раста к другим религиям.
Раста терпимы к другим религиям, считая их проявлением духовной слабости и гордыни людей, не ощущающих тепла господа Джа.
Раста не занимаются обращением в свою веру.
Африканская Православная Церковь поддерживает тесные контакты с Российской Православной Церковью.
В настоящее время, в России нет официально зарегестрированных общин Раста.
Создание в России официальной "растафарианитской" общины в настоящее время невозможно по причине тотального запрета на употребление и выращивание конопли на территории России.
Душа Раста.
Стараясь придерживаться определенных правил общения и стараясь легче различать "своих", "раста" несколько искажают язык, вводя в него фонемные искажения с добавлением "исключающего" "I" ("Я"). Например, животворная "vital" ("витал") пища у них называется "ital" ("итальная", "итал"). Все "раста" считают себя частицами господа JAH, пришествия которого они ждут с нетерпением, ибо именно тогда, как считают "раста", "падет Вавилон" и "Железный Лев Сиона" ("Iron-Lion-Zion") воцарится и наступит новая эра человечества. Рай, явленный на земле.
Каждый "раста" с искренней любовью относится к другим "раста" - в разговоре их вы никогда не услышите "я", но всегда - "я-да-я", "ай-энд-ай" ("I-and-I"), то есть, когда "раста" говорит о себе или о другом "раста", он всегда имеет в виду всех "раста", осознавая тонкую связь всех "раста". Свое мироощущение "раста" выражают как "вибрации", "вайбрейшенс" ("vibrations"), "дух", ибо "вибрации" эти есть ни что иное, как тонкие энергии, объединяющие господа JAH со своими детьми - "раста".
Обман среди раста считается _крайне тяжким грехом_, независимо от того, кого "раста" обманул - непросветленного человека или своего "брата", ибо обман - это "оружие" Вавилона, в лице которого выступает современное общество потребления, западной поп-культуры, которому противостоит "дред".
"Hi, braa!"
"Раста" можно легко узнать по множеству антенн-косичек "дред локс"("dread locks") "устрашающие, ужасные патлы, локоны". "Раста" считают, что именно локоны позволяют им отгонять от себя злых духов и делают их похожими на Железного Льва Сиона.
"Раста", как правило, люди доброжелательные. Услышав заветное: "Hi, braa! Do you thin' about I-and-I?" любой "раста" непременно подойдет к вам, похлопает по плечу и найдет несколько теплых слов.
Религия "раста" была принята российскими хиппи и трансформировалась в неформальную общность близких по духу людей, как правило, культурных и образованных..
Закосы.
Вместе с тем, можно наблюдать попытки "подмазаться" под "раста" с целью объяснить себе и окружающим, почему человек злоупотребляет коноплей и ее продуктами.
Большинство наркоманов, выдающих себя за "раста" и использующих внешнюю атрибутику: характерные цвета в одежде, прическа "дредлокс" - практически ничего не знают об этом движении.
Причины.
Первоначальный смысл "раста" в России был дополнен большим количеством культовых понятий, особым окружением и атмосферой. Понятно, что российские "раста" не собираются эммигрировать в Эфиопию, так как во-первых у нас нет (?) в родословной негров, вместе с тем большинство людей в нашей стране по своему общественному статусу находятся на положении "негров" в колониальной Англии прошлого столетия, и во-вторых - наша "Эфиопия" - здесь, в России.
Эй! Сюда иди!
Опознавательные цвета "раста" - "светофорные", "растафарские": красный, желтый и зеленый. Их часто можно увидеть на руках хиппи в виде плетеных браслетов - "фенечек". Это цвета национального флага Эфиопии. В последнее время, правоохранительные органы стали обращать внимание на "фенечки" (особенно - в Москве), вследствии чего, количество носящих их людей резко сократилось.
В культуре "раста" фенечки не носят, за исключением тонкой трехцветной нитки на _правом_ запястье. В русской православной культуре такая нитка (обычно черного цвета) называется "афонской".
Ошибочки.
Распространено заблуждение о том, что "светофорная фенечка" означает "марихуану". Это не так, хотя известная косвенная связь здесь прослеживается.
Хлеб насущный.
Пища. В рацион "раста" входит исключительно "итальная" пища. И в этом они могут дать "фору" даже российским православным. Посты "раста" соблюдают чрезвычайно жестко и недвусмысленно. Итак, к "итальной" пище относится: брынза, домашний сыр, зелень, фасоль, зерновые (например: рис), овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, куриные яйца. Вообще по поводу куриных яиц - во время постов "раста" их не употребляют.
Самое простое: отварная фасоль, латук, кинза, брынза или присоленный творог, пресный хлеб, кислое молоко или чистая вода.
Наркотики.
Раста отрицательно относятся к любым наркотическим веществам, считая их созданием дьявола, стремящегося посеять в душах людей гордыню и вывести их из теплых ладоней господа Джа. "Раста" не курят табак, не пьют алкогольные напитки, не употребляют такие наркотики как: героин, кокаин и амфетамины. "Раста" отрицательно относятся к психотропным препаратам и галлюциногенам (ЛСД, PCP и так далее).
Культура "растафари" может рассматриваться в качестве альтернативного подхода к борьбе с наркоманией. Особую роль здесь можно отнести на счет жестко контролируемого употребления конопли и ее продуктов в жестко очерченных рамках ритуалов и глубоко духовную этику взаимоотношений "раста" с окружающим миром.
Музыка "Раста".
Музыкальная культура "раста", включает все стили, которые входят в "root's", "рутс", "корни". Это в первую очередь, реггей.
Культовые фигуры "раста"-реггей: Боб Марли и Питер Тош. Большинство песен Боба Марли носят четко выраженную религиозную окраску.
Подробнее о движении "раста" (использовались материалы Евгения Штефана с небольшими дополнениями и исправлениями).
Откуда все пошло.
Происхождение. Гарвеитская Православная Африканская Церковь Маркус Гарви (Marcus Mosiah Garvey), уроженец Ямайки, негритянский националистический лидер, чья Всеобщая Ассоциация Улучшения Положения Негров (Universal Negro Improvement Association) стала самой известной организацей Черной Власти (Black Power) в 20-е годы. Хотя сам он был англиканского вероисповедания, но последователей своих подбивал рисовать Иисуса черным и организовывать свою собственную церковь. Дабы подчеркнуть, что новая церковь не является ни католической, ни протестантской, она была названа "православной".
Православная Африканская Церковь поддерживает тесные контакты с Русской Православной Церковью.
Отец движения.
Маркус Гарви, судя по историческим книгам, был главным образом политическим деятелем, выступавшим за экономическое равенство черной и белой рас. Но, в устной традиции, он предстает перед нами как помазанник Божий, пророк и предтеча Хайле Селассии. В дополнение к многочисленным чудесам и пророчествам, ему приписывают предсказание, что в Африке взойдет на престол "могущественный царь" и принесет справедливость угнетенным. Когда эфиопский принц (Ras) Тафари был коронован в качестве императора (Haile Selassie I), многие жители Ямайки объявили пророчество Гарви свершившимся - так родилось движение Рас Тафари.
Гарви был тогда еще жив, хотя его движение в основном затухло, а сам он был заключен в тюрьму по обвинению (впоследствии опровергнутому) в финансовом мошенничестве. Гарви не был поклонником Хайле Селассие, и, видя, что рабство все еще существует в Эфиопии, нападал на растафарианитов как на безумных фанатиков. Те, однако, несмотря ни на что, продолжали почитать его, замечая, что даже Иоанн Креститель сомневался насчет Христа.
Религия Растафар.
Ранний мистический опыт Раста подчеркивал непосредственное присутствие Джа внутри "дрэда" (богобоязненного человека). Понятие о боге было выражено с величайшей тонкостью (хотя не все Старцы правильно различали сущность и энергию). Посредством союза с Джа, дрэд становится тем, что он на самом деле есть, но никогда прежде не был, а процесс самооткрытия возможен только через раскаяние. По этой причине раста никого не обращают в свою веру, но полагаются на самопокаяние, ниспосланное Джа. Мистический союз с Джа выражался использованием местоимения "I-and-I" (которое может означать "я", "мы" или даже "ты", но так, что в этих "я", "мы", "ты" присутствует Джа) или просто "I", что также нехарактерно для ямайского диалекта английского, в котором в качестве местоимения первого лица выступает "me".
Многие раста жили (и живут по сей день) в буше, в лагерях, управляемых Старцами. Некоторые из этих лагерей разделены по половому признаку и напоминают монастыри. Чаще же, они построены по подобию западноафриканских деревень. Дрэды придерживаются "ital" - своебразных правил питания, основанных на Пятикнижии, или же соблюдают какой-нибудь духовный закон. Мужчины обычно носят бороду. Это не было принято на Ямайке в классический период и становилось причиной социальной и религиозной дискриминации, так что тех раста, которые имели работу и не носили бороду, скрывая свое вероисповедание, называли "лысолицыми" ("baldfaces").
Широко известные "дрэдлоки", характерная растаманская прическа в классический период носили лишь немногие дрэды.
Среди немногих вещей, в которых все старцы соглашались, было то Хайле Селасси являеся "божественным" (хотя велись многочисленные споры, что конкретно это означает), а также что он намеревается возвратить всех негров Нового Света в Африку. Хотя понятие репатриации носило скорее мистический характер, но все Старцы тогда (как и сегодня), ожидали возвращения и в прямом смысле слова. Это придало Растафари открыто политическую окраску: все растафарианиты, без исключения, хотели немедленно эмигрировать в Эфиопию. Эта ситуация ни на что более не походила, кроме как на сионизм, и это уже было слишком для властей Ямайки. Однако это было не революционное движение, требующее власти для тех или иных групп людей. Девизом Раста было: "Let my people go!" ("Отпусти мой народ!").
Выступления против Вавилона.
Ситуация особенно обострилась после 1954 года, когда правительство опустошило растафарианитское мини-государство под названием Pinnacle ("пиннейкл", "башенка", "вершина", "кульминационный пункт"), управлявшееся Старцем Леонардом Хауэллом в традициях западноафриканских вождей. Последователи Хауэлла переселились в трущобы Кингстона, и таким образом крестьянское сельское сепаратистское движение внедрилось в столичные гетто.
В конце 50-х - начале 60-х некоторые доведенные до отчаяния раста отказались от доктрины ненасилия, мира и любви, проповедовавшейся великими Старцами. Эти воинственные дрэды устроили целый ряд восстаний, и в конце концов кровопролитные столкновения между раста и британскими солдатами исказили мирный характер истории движения.
Дополнительная ценная информация.
Заимствованна из статьи Александра Драчева с небольшими дополнениями.
Обладая "просветленным умом", "раста" по-своему видят Ветхий Завет и традиционно употребляют термины "культура", "идентичностъ" и "корни".
Оспаривать их суждения настолько же неразумно и бессмысленно, насколько вступать на улице в спор с родным, "доморощенным" славянофилом.
Тем более, что эти рассуждения совершенно характерны для любого нормального почвеннического движения подобного типа.
Но им сильно хочется верить - до того безудержна в своем великолепии Африка, а рэггей, в свою очередь, уникален парадоксальным, на первый взгляд, но очень органичным соединением Великого ритма Черного континента, его истинного духа и культуры с политическими прокламациями в духе Маркуса Гарви и Нельсона Манделы - и все это на ярком и мощном религиозном фоне!
Мы будем, по мере сил и возможностей, говорить о растафаризме, имея ввиду оба аспекта, т. к. только таким образом ножно попытаться вникнуть в суть ззотерического, мистического смысла растафари.
Основу культа расты составлял ряд фундаментальных положений:
Хайле Селассие I, последний император Эфиопии - живой бог, находящийся в мире; Хайле Селассие I всемогущ, ему подвластна любая энергия, включая и ядерную. Чернокожие - это эфиопы в изгнании, новое воплощение древних иудеев, избранный народ Израиля. Рай для черного человека не на небе, а здесь на Земле - в Эфиопии. Узловым моментом расты является репатриация - возвращение черной расы на родину, на его землю обетованную. Но в данном случае, было бы неправильно и наивно понимать репатриацию в буквальном смысле этого слова. Когда говорят, что репатриация неизбежна, имеют в виду возрождение духовной культуры Африки в душе человека через возврат к его корням. Это - репатриация созания.
Предвестниками культа считаются двое: Александр Бэдуорд, всполошивший Кингстон своими мистериями, и Маркус Гарви, всемирно известный основатель движения за репатриацию афро-американцев. В 1927-1935 гг. Гарви, "временный президент Африки", высланный из США, проживал на родном острове. В этот период он часто выступал с речами в парках Кингстона. Его сочинения ходили по рукам. Пламенные религиозные воззвания Гарви и невнятные религиозные пророчества Бэдуорда стали частью городского фольклора Ямайки.
В общинах растаманов культивировались не только музыка, но и художественные ремесла и искусства, определившие весь облик современной ямайской культуры, но лишь рэггей смог выйти за пределы Ямайки, покорив мир и сделав "культуру растафари" явленнем поп-культуры.
Со взлетом рэггей, растафаризм обретает поклонников повсюду, где проживают цветные общины, т.е. не только в США и Европе, но и даже среди молодежи "маори" в Новой Зеландии и аборигенов Австралии.
Растущая популярность рэггей была объективно связана с творчеством Боба Марли.
Боб Марли (Роберт Неста Марли) родился 6 апреля (по паспорту 6 февраля) 1945 года на Ямайке. В 16 лет Марли познакомился и записал несколько своих песен с ветераном ямайской музыки Джоном Хиггсом. С этого времени Хиггс оказывает на Марли огромное влияние и, будучи его другом и, в каком-то смысле, наставником, учавствует практически во всех музыкальных мероприятиях Марли. Так, в 1963 году при помощи Хиггса он создал команду ТНЕ WAILERS, куда помимо него вошли: Питер Тош, Банни Ливингстон, Джуниор Брэйтуэйт и Беверли Келсо. В 1965 году THE WAILERS сократились до трио (Марли, Тош, Ливингстоун), а в 1966 году - распались.
Марли уезжает в Штаты, но вскоре возвращается и воссоздает THE WAILERS. К 1971 году THE WAILERS очень популярны на Ямайке, но практически неизвестны за ее пределами. Марли и Хиггс организуют собственную фирму грамзаписи "Tuff Gong". А в 1972 году - выходит альбом "Catch a Fire" - первый успех и признание в Соединенных Штатах. 1973 - гастроли по США, уход из THE WAILERS Тоша и Ливингстоуна, начало их сольной карьеры. 1974 г - Боб Марли и все тот же Джон Хиггс набирают женское вокальное трио и в мировое турне по Европе Африке и обеим Америкам отправляется вновь созданная команда BOB MARLEY AND THE WAILERS.
К середнне 7О-х гг. Марли стал признанным лидером рэггей. В Великобритании практически все его новые вещи входили в ТОР 40 (No Woman No Cry 1975; Exodus, 1977; Waiting In Wain, 1977; Satisty My Soul, 1978) и в TOP 10 (Jamming, 1977; Punky Reggae Party, 1977; Is This Love, 1978), а в США его альбомы неизменно занимали высокие места и пользовались невероятной популярностью в сфере интеллектуальной элиты. На Ямайке же Марли стал культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого. 1980 г. - отмена американского турне из-за болезни - рака мозга и легких.
11 мая 1981 года, Боб Марли, невероятно талантливый музыкант, умер...
Особое вннманне следует уделить предсмертному альбому "Uprising", вышедшему в 1980 году. Практически все песни, входящие в него, производят сильное впечатление - "Uprising" стал последней вершиной музыканта.
Помимо Боба Марли, неискушенному в рэггей любителю настоятельно рекомендуются для прослушивания: Peter Tosh (в первую очередь), BURNING SPEAR, ALFA BLONDY и BLACK UHURU (если параллельно вы слушаете Тома Уэйтса или Лу Рида - вам, разумеется, никто дурного слова не скажет). Заинтересовавшимся растой плотнее, будет полезна статья М. Сосновского "Хайле Селассие, песенки рэггей и мифы исторического сознания" опубликованная в журнале "Иностранная литература" N 8-9 за 1992год. В своей статье М. Сосновский совершенно справедливо отмечает, что "..характерная черта реггей - поразительная скудность тематики при огромном потоке песен.." и "..создается впечатление, что это даже не просто строго каноническое искусство, но - упражнение на заданную тему по жестким единообразным правилам". Это жанр, который не творится, а практикуется!
Этот интересный текст позаимствован мной со страницы "Живага Джа".
Музыкальное искусство раста-реггей.
Реггей - это культовая музыка, посвященная Джа. Если вы хотите положительных вибраций, чтобы подобреть, слушайте музыку: Bob Marley, Black Uhuru, Burning Spear, Steel Pulse, Aswad, Culture, Prince Far I, Peter Tosh, Max Romero, Lee Perry, JaKob Miller, Augusto Pablo, LKJ и другие.
Реггей-рутс объясняет основные идеи растафарианства: "Репатриация - необходимость, но сначала должен начаться процесс ментальной репатриации. Воссоединение знания, мудрости и понимания. Мы верим, что Бог есть в человеке и что "I" - мой Дух и Индивидуальность, исходит от Творения, и, существуя от этого, от не может умереть. Люди, окруженные технологией и производственными товарами, потеряли контакт с жизнью, с тем, чем может быть жизнь в своем лучшем проявлении. Когда я вижу Растамана, его королеву и их детей, - это жизнь для меня, а не кредитные карточки и не работа с девяти до пяти, где вы обмениваете ваше время на деньги". Так сказала Sandra "Puma" Jones (Black Uhuru).
Real Situation, Bob Marley
Вникни в реальную ситуацию
Нация воюет против нации
Где все это началось, когда это закончится?
И, кажется, тотальное разрушение -
Есть единственное решение.
Бесполезно, никто их сейчас не остановит!
Дай им палец - они отхватят руку
Дай им руку - они сожрут тебя живьем.
Иногда мужчина, иногда ребенок.
"То одно, то другое".
И все лишь на ВРЕМЯ.
И кажется, что тотальное разрушение -
Есть единственное решение,
Бесполезно, их не остановишь,
Даже не пытайся, их не остановишь.
"Если бы бог не дал мне песню..."
Публикация газеты "Weekend-отдыхаем"
...мне бы нечего было петь. (Боб Марли).
15 июня с единственным концертом наш город посетила московская группа "ДЖА ДИВИЖН". Одного только взгляда на лидера группы вокалиста Герберта Моралеса, человека с колоритным карибским и длинными толстыми косами - дредами, хватило бы, чтобы угадать в нем представителя раста.
Растафарианство зародилось в 1914 году, когда некто Маркус Гарвей, организатор рабочего движения на Ямайке, основал "Вселенскую ассоциацию развития и сохранения черной расы". Согласно его идеям, колыбелью человеческой цивилизации является Эфиопия, высшими существами - чернокожие, и, соответственно, бог и пророки тоже негры. Признанным основателем растафарианства стал Леонард Хоуэлл, настаивавший на необходимости возвращения чернокожих на их историческую родину, в Эфиопию. Но только Боб Марли облек доктрину растафарианства в гипнотическую завораживающую ритмику музыки реггей.
Боб Марли взошел на музыкальный Олимп в сиянии пророка, целителя и священника расты. В 1981 году его смерть оплакивало все население Ямайки. Реггей вышел на сцену в грязных ботинках, когда белый рок-н-ролл начал "лосниться и заплывать жиром". Эта музыка стала ответом черного человека на бедность, безнадежность и эксплуатацию. Это была музыка потомков чернокожих рабов, для которых враждебный капиталистический мир стал Вавилоном, где в ожидании избавления они томились на чужбине. Они ждали пророка, который бы вывел их к земле обетованной. О грядущем Спасителе растаманам поведали псалмы, в одном из которых и упоминается сокращенное имя Бога Яхве - Jah ("Джа"). Маркус Гарвей предрек, что Джа-Списитель скоро придет. Это должно случиться, когда в Африке помажут на царство черного царя. Когда через несколько лет в Эфиопии короновали Хайле Силассие, получившего титул Царя Царей и Льва Побеждающего из колена Иудина, потомки рабов на Ямайке замерли в трепетном ожидании освобождения.
Хайле Селассие, настоящее имя которого было Тэфэри Маконнын, от своего прадеда, великого короля Сахека Селассие, получил равный герцогскому титул "Рас". Так он и стал Рас Тэфэри. А последователи идеи исхода, верующие в божественное происхождение Хайле Селассие, уже получили имя "растафари", "растаманы", или просто "раста". Музыкой растаманов стал реггей с его идеей использования гипнотического ритма для изменения сознания, а одним из таинств раста стало курение ганджи - растения семейства конопляных. Считалось, что она не только помогает временно освободиться от оков Вавилона, но и очищает сердце человека, вводит его в присутствие Джа, вносит гармонию во взаимоотношения между людьми.
На территории бывших советских союзных республик культовая группа "Джа Дивижн" является самым ярким представителем движения раста-культуры. В эксклюзивном интервью для газеты "WeekEnd. Отдыхаем!" Герберт Моралес рассказал о главных ценностях растамана.
Корр.: Прежде всего, хотелось бы услышать краткую биографическую справку о вашей группе.
Г.М.: Она не может быть краткой, потому что группа существует уже лет 12. За это время выросло целое новое поколение, и у нас бывают концерты, когда приходят родители со своими детьми. А бывает и наоборот - новое поколение приобщает родителей к нашей музыке.
Корр.: Вы играете народную музыку Ямайки, и ваши дреды очень красноречиво говорят о вашей принадлежности к растафарианству. Как все обстоит на самом деле?
Г.М. Я хотел бы быть растаманом. Этому нужно долго учиться. Растаманы стараются жить, получая от жизни удовольствие. Они не продают свою жизнь за деньги. Они умеют восхищаться, удивляться, любить. Это все нормально и обычно. Но для растамана - это самое главное. Это главные человеческие ценности, и все они заключаются в естественности.
Корр.: Герберт, откуда вы родом?
Г.М.: Я в Москве всю жизнь живу, уже больше сорока лет. Мама у меня русская, а папа - кубинец. В первую очередь, я все-таки русский.
Корр.: Вы считаете себя русским, ваша команда состоит из русских, а играете вы реггей. Это правильно?
Г.М.: Да. И причем мы стараемся играть не просто реггей, а именно наш реггей, реггей группы "Jah Division".
Корр.: Чем отличается традиционный реггей от того, что играете вы?
Г.М.: Традиционный реггей имеет множество различных направлений: есть ямайская школа, есть английская школа. Почему, собственно, не может быть русской? У нас мало пока групп, играющих реггей. Но сейчас это очень популярно в России, потому что это хорошая музыка, позитивная. Она очень нужна для того, чтобы люди жили более мирно, спокойно, улыбчиво.
Корр.: Кто уронил зерно реггей в русскую почву?
Г.М.: Элементы реггей появились уже у таких наших "столпов", как Барыкин - "Карнавал". Барыкин вообще очень хороший мелодист, я бы сказал "русский Маккартни". У Гребенщикова, конечно же, есть реггей - "Я сижу на крыше, и я очень рад". У "Воскресения". Элементы реггей используют практически все, кто считает себя музыкантами. В России из-за "железного занавеса" о реггей узнали только в последние десятилетия, хотя это стиль, равнозначный симфонической музыке, джазу, блюзу, любому значительному музыкальному направлению. Реггей - это все-таки музыка идеологическая, музыка растафари. Если группа использует элементы реггей - это хорошо, но это не имеет никакого отношения к движению раста.
Корр.: Насколько русский реггей может быть близок к истинному духу этой музыки?
Г.М. Раста-культура в России привилась с определенным налетом русской ментальности. Мы не можем равняться на Ямайку или на Европу.,В России растафарианство очень необычное. Мне нравится, как люди здесь воспринимают растафарианство. Наша публика интеллигентна, молода. Каждый раз на концерте "Jah Division" я смотрю по сторонам и словно попадаю в Европу.
Корр.: Чем для вас является исполнение реггей, ведь изначально это было вознесение хвалы Господу?
Г.М.: Да, это так и есть. Это молитва.
Корр.: Как влияет ваша музыка на ваш стиль жизни? Можете ли вы сказать, что вы живете в соответствии с раста?
Г.М.: Да. Обратите внимание: вот мои музыканты сидят. Через каждые две минуты они хохочут. Они все трезвые - не обкуренные, не пьяные. Для нас это нормально. Проснуться и улыбнуться. Сказать человеку "здравствуй" и улыбнуться, подарить ему эту улыбку.
Корр.: Как вы относитесь к такому неотъемленому атрибуту культуры раста как марихуана? Это не провокационный вопрос. Очень многие культуры с древнейших времен использовали этот наркотик с религиозными и психологическими целями.
Г.М.: Для меня это часть жизни, я уже много лет курю. Если есть трава - хорошо, нет - не страшно. Но если есть хорошая трава, у меня в голове сразу возникают идеи разных импровизаций. Для кого-то, кто понимает некую простую суть, трава действительно расширяет сознание.
Корр.: Каковы ваши религиозные убеждения?
Г.М.: Я православный.
Корр.: Как сочетаются растафарианство и православие?
Г.М. Очень хорошо сочетаются. Эфиопия - это первая страна, которая приняла православие. В четырнадцатом веке там проповедовал святой Филипп. Интересно, что православные праздники одновременно отмечаются в Эфиопии и на Ямайке, потому что растаманы себя считают эфиопами в изгнании, а так как в Эфиопии государственной религией является православие, то мы все празднуем одни и те же праздники.
Корр.: В чем, по вашему мнению, заключается такая магическая сила реггей?
Г.М.: Когда я стал слушать реггей, я почти перестал слушать все другие направления музыки. Когда мы начинали, почти никто не знал, что такое реггей. В России была выпущена только одна пластинка Боба Марли. Больше ничего не было. Для того, чтобы узнать что-то еще, нам надо было искать друзей среди африканских студентов. Если удавалось найти какую-то кассету - это было огромной радостью. Ее переписывали сразу несколько человек, занимались переводами, изучали вибрации. Реггей - это очень серьезная музыка, там существуют законы. Для того, чтобы создать позитивную вибрацию, музыканты должны их использовать. Например, "one grab", когда бас и барабаны играют вместе один удар, "bubbling" - это "бульканье" клавишных, выделение слабой доли. Когда музыканты все эти законы знают и соблюдают, тогда возникает позитивная вибрация. В музыку сразу подключаются чувства слушателей. Энергия перекачивается в разные стороны, и всем становится светло на душе.
Корр.: В европейской музыкальной традиции обычно выделяется сильная доля. Действует ли выделение слабой доли на человека каким-то специфическим образом?
Г.М.: Думаю, что действует. Европейцы все делают на сильную долю. Мы говорим, дышим, думаем, любим - все на первую долю. И когда в европейской музыке появился реггей, где выделяется слабая доля, это оказалось тем, чего всегда не хватало. Под реггей невозможно спокойно сидеть, ты начинаешь сидя или стоя пританцовывать, движение завораживает. Когда человек начинает раскачиваться в танце, возникает позитивная вибрация. Танцующий уже наверняка не думает о плохом. Он думает о любви, о родных или вообще ни о чем.
Корр.: Существуют ли в вашем творчестве какие-либо концептуальные установки?
Г.М.: Раньше, по молодости, я очень интересовался оккультизмом и герметической философией. Там я столкнулся с понятием вибрации. С позиции герметической философии вибрация очень важна. Ее использовали маги и волшебники, чтобы претворить обряд посвящения. Посредством вибрации идет передача знаний на таком высоком уровне, что человек ее воспринимает в нужном месте и в нужное время не только головой, но всем своим существом. Для того, чтобы происходила такая передача знаний, необходим определенный настрой. Такой настрой - это и есть та самая вибрация. Позже я столкнулся с таким же принципом в музыке реггей и понял, что не нужно никакого оккультизма, никакой герметеки. Это просто позитивная музыка со своими законами. И целые стадионы людей светлеют. Я думаю, что люди, которые любят реггей, это хорошие люди.
Корр.: Что для вас является тем самым Вавилоном?
Г.М. Это когда человек наступает на другого человека, при этом, еще хорошо работая локтями, и считает, что это нормально. Когда нет никаких ценностей. Один из шаманов раста, Уинстон Родни, или Пылающее копье, говорил о реггей так: "Музыка ведет людей ко всякому добру. Она ведет их к истине и чистоте. Это правильная музыка. Она возвышает. Эта музыка создана для людей всех цветов кожи и национальностей. Она говорит о праведности и истине".
Евгений Ларин
Данил Масловский, 14 июля
Публикация газеты "Weekend-отдыхаем"
...мне бы нечего было петь. (Боб Марли).
15 июня с единственным концертом наш город посетила московская группа "ДЖА ДИВИЖН". Одного только взгляда на лидера группы вокалиста Герберта Моралеса, человека с колоритным карибским и длинными толстыми косами - дредами, хватило бы, чтобы угадать в нем представителя раста.
Растафарианство зародилось в 1914 году, когда некто Маркус Гарвей, организатор рабочего движения на Ямайке, основал "Вселенскую ассоциацию развития и сохранения черной расы". Согласно его идеям, колыбелью человеческой цивилизации является Эфиопия, высшими существами - чернокожие, и, соответственно, бог и пророки тоже негры. Признанным основателем растафарианства стал Леонард Хоуэлл, настаивавший на необходимости возвращения чернокожих на их историческую родину, в Эфиопию. Но только Боб Марли облек доктрину растафарианства в гипнотическую завораживающую ритмику музыки реггей.
Боб Марли взошел на музыкальный Олимп в сиянии пророка, целителя и священника расты. В 1981 году его смерть оплакивало все население Ямайки. Реггей вышел на сцену в грязных ботинках, когда белый рок-н-ролл начал "лосниться и заплывать жиром". Эта музыка стала ответом черного человека на бедность, безнадежность и эксплуатацию. Это была музыка потомков чернокожих рабов, для которых враждебный капиталистический мир стал Вавилоном, где в ожидании избавления они томились на чужбине. Они ждали пророка, который бы вывел их к земле обетованной. О грядущем Спасителе растаманам поведали псалмы, в одном из которых и упоминается сокращенное имя Бога Яхве - Jah ("Джа"). Маркус Гарвей предрек, что Джа-Списитель скоро придет. Это должно случиться, когда в Африке помажут на царство черного царя. Когда через несколько лет в Эфиопии короновали Хайле Силассие, получившего титул Царя Царей и Льва Побеждающего из колена Иудина, потомки рабов на Ямайке замерли в трепетном ожидании освобождения.
Хайле Селассие, настоящее имя которого было Тэфэри Маконнын, от своего прадеда, великого короля Сахека Селассие, получил равный герцогскому титул "Рас". Так он и стал Рас Тэфэри. А последователи идеи исхода, верующие в божественное происхождение Хайле Селассие, уже получили имя "растафари", "растаманы", или просто "раста". Музыкой растаманов стал реггей с его идеей использования гипнотического ритма для изменения сознания, а одним из таинств раста стало курение ганджи - растения семейства конопляных. Считалось, что она не только помогает временно освободиться от оков Вавилона, но и очищает сердце человека, вводит его в присутствие Джа, вносит гармонию во взаимоотношения между людьми.
На территории бывших советских союзных республик культовая группа "Джа Дивижн" является самым ярким представителем движения раста-культуры. В эксклюзивном интервью для газеты "WeekEnd. Отдыхаем!" Герберт Моралес рассказал о главных ценностях растамана.
Корр.: Прежде всего, хотелось бы услышать краткую биографическую справку о вашей группе.
Г.М.: Она не может быть краткой, потому что группа существует уже лет 12. За это время выросло целое новое поколение, и у нас бывают концерты, когда приходят родители со своими детьми. А бывает и наоборот - новое поколение приобщает родителей к нашей музыке.
Корр.: Вы играете народную музыку Ямайки, и ваши дреды очень красноречиво говорят о вашей принадлежности к растафарианству. Как все обстоит на самом деле?
Г.М. Я хотел бы быть растаманом. Этому нужно долго учиться. Растаманы стараются жить, получая от жизни удовольствие. Они не продают свою жизнь за деньги. Они умеют восхищаться, удивляться, любить. Это все нормально и обычно. Но для растамана - это самое главное. Это главные человеческие ценности, и все они заключаются в естественности.
Корр.: Герберт, откуда вы родом?
Г.М.: Я в Москве всю жизнь живу, уже больше сорока лет. Мама у меня русская, а папа - кубинец. В первую очередь, я все-таки русский.
Корр.: Вы считаете себя русским, ваша команда состоит из русских, а играете вы реггей. Это правильно?
Г.М.: Да. И причем мы стараемся играть не просто реггей, а именно наш реггей, реггей группы "Jah Division".
Корр.: Чем отличается традиционный реггей от того, что играете вы?
Г.М.: Традиционный реггей имеет множество различных направлений: есть ямайская школа, есть английская школа. Почему, собственно, не может быть русской? У нас мало пока групп, играющих реггей. Но сейчас это очень популярно в России, потому что это хорошая музыка, позитивная. Она очень нужна для того, чтобы люди жили более мирно, спокойно, улыбчиво.
Корр.: Кто уронил зерно реггей в русскую почву?
Г.М.: Элементы реггей появились уже у таких наших "столпов", как Барыкин - "Карнавал". Барыкин вообще очень хороший мелодист, я бы сказал "русский Маккартни". У Гребенщикова, конечно же, есть реггей - "Я сижу на крыше, и я очень рад". У "Воскресения". Элементы реггей используют практически все, кто считает себя музыкантами. В России из-за "железного занавеса" о реггей узнали только в последние десятилетия, хотя это стиль, равнозначный симфонической музыке, джазу, блюзу, любому значительному музыкальному направлению. Реггей - это все-таки музыка идеологическая, музыка растафари. Если группа использует элементы реггей - это хорошо, но это не имеет никакого отношения к движению раста.
Корр.: Насколько русский реггей может быть близок к истинному духу этой музыки?
Г.М. Раста-культура в России привилась с определенным налетом русской ментальности. Мы не можем равняться на Ямайку или на Европу.,В России растафарианство очень необычное. Мне нравится, как люди здесь воспринимают растафарианство. Наша публика интеллигентна, молода. Каждый раз на концерте "Jah Division" я смотрю по сторонам и словно попадаю в Европу.
Корр.: Чем для вас является исполнение реггей, ведь изначально это было вознесение хвалы Господу?
Г.М.: Да, это так и есть. Это молитва.
Корр.: Как влияет ваша музыка на ваш стиль жизни? Можете ли вы сказать, что вы живете в соответствии с раста?
Г.М.: Да. Обратите внимание: вот мои музыканты сидят. Через каждые две минуты они хохочут. Они все трезвые - не обкуренные, не пьяные. Для нас это нормально. Проснуться и улыбнуться. Сказать человеку "здравствуй" и улыбнуться, подарить ему эту улыбку.
Корр.: Как вы относитесь к такому неотъемленому атрибуту культуры раста как марихуана? Это не провокационный вопрос. Очень многие культуры с древнейших времен использовали этот наркотик с религиозными и психологическими целями.
Г.М.: Для меня это часть жизни, я уже много лет курю. Если есть трава - хорошо, нет - не страшно. Но если есть хорошая трава, у меня в голове сразу возникают идеи разных импровизаций. Для кого-то, кто понимает некую простую суть, трава действительно расширяет сознание.
Корр.: Каковы ваши религиозные убеждения?
Г.М.: Я православный.
Корр.: Как сочетаются растафарианство и православие?
Г.М. Очень хорошо сочетаются. Эфиопия - это первая страна, которая приняла православие. В четырнадцатом веке там проповедовал святой Филипп. Интересно, что православные праздники одновременно отмечаются в Эфиопии и на Ямайке, потому что растаманы себя считают эфиопами в изгнании, а так как в Эфиопии государственной религией является православие, то мы все празднуем одни и те же праздники.
Корр.: В чем, по вашему мнению, заключается такая магическая сила реггей?
Г.М.: Когда я стал слушать реггей, я почти перестал слушать все другие направления музыки. Когда мы начинали, почти никто не знал, что такое реггей. В России была выпущена только одна пластинка Боба Марли. Больше ничего не было. Для того, чтобы узнать что-то еще, нам надо было искать друзей среди африканских студентов. Если удавалось найти какую-то кассету - это было огромной радостью. Ее переписывали сразу несколько человек, занимались переводами, изучали вибрации. Реггей - это очень серьезная музыка, там существуют законы. Для того, чтобы создать позитивную вибрацию, музыканты должны их использовать. Например, "one grab", когда бас и барабаны играют вместе один удар, "bubbling" - это "бульканье" клавишных, выделение слабой доли. Когда музыканты все эти законы знают и соблюдают, тогда возникает позитивная вибрация. В музыку сразу подключаются чувства слушателей. Энергия перекачивается в разные стороны, и всем становится светло на душе.
Корр.: В европейской музыкальной традиции обычно выделяется сильная доля. Действует ли выделение слабой доли на человека каким-то специфическим образом?
Г.М.: Думаю, что действует. Европейцы все делают на сильную долю. Мы говорим, дышим, думаем, любим - все на первую долю. И когда в европейской музыке появился реггей, где выделяется слабая доля, это оказалось тем, чего всегда не хватало. Под реггей невозможно спокойно сидеть, ты начинаешь сидя или стоя пританцовывать, движение завораживает. Когда человек начинает раскачиваться в танце, возникает позитивная вибрация. Танцующий уже наверняка не думает о плохом. Он думает о любви, о родных или вообще ни о чем.
Корр.: Существуют ли в вашем творчестве какие-либо концептуальные установки?
Г.М.: Раньше, по молодости, я очень интересовался оккультизмом и герметической философией. Там я столкнулся с понятием вибрации. С позиции герметической философии вибрация очень важна. Ее использовали маги и волшебники, чтобы претворить обряд посвящения. Посредством вибрации идет передача знаний на таком высоком уровне, что человек ее воспринимает в нужном месте и в нужное время не только головой, но всем своим существом. Для того, чтобы происходила такая передача знаний, необходим определенный настрой. Такой настрой - это и есть та самая вибрация. Позже я столкнулся с таким же принципом в музыке реггей и понял, что не нужно никакого оккультизма, никакой герметеки. Это просто позитивная музыка со своими законами. И целые стадионы людей светлеют. Я думаю, что люди, которые любят реггей, это хорошие люди.
Корр.: Что для вас является тем самым Вавилоном?
Г.М. Это когда человек наступает на другого человека, при этом, еще хорошо работая локтями, и считает, что это нормально. Когда нет никаких ценностей. Один из шаманов раста, Уинстон Родни, или Пылающее копье, говорил о реггей так: "Музыка ведет людей ко всякому добру. Она ведет их к истине и чистоте. Это правильная музыка. Она возвышает. Эта музыка создана для людей всех цветов кожи и национальностей. Она говорит о праведности и истине".
Евгений Ларин
Данил Масловский, 14 июля
- Вложения
-
- image_197[1].jpg (5.46 КБ) 1342 просмотра
Вот фотографии некоторых исполнителей. Взято из темы http://forum.inffin.net/viewtopic.php?t=16 отдельное спасибо catk!n'у за фотографии.
- Вложения
-
- black_pillers_i_ray[1].jpg (93.88 КБ) 1335 просмотров
-
- buju_banton42[1].jpg (63.86 КБ) 1335 просмотров
-
- mutabaruka[1].jpg (15.51 КБ) 1335 просмотров