FOR ALL: история клубного движения

Встречи, поинтовки, совместные вылазки, мероприятия.
Аватара пользователя
KENGA
Нострадамус года 10
Сообщения: 4284
Зарегистрирован: Вс июн 08, 2003 6:08 pm
Откуда: от Ермола
Контактная информация:

FOR ALL: история клубного движения

Непрочитанное сообщение KENGA » Чт мар 27, 2008 11:13 pm

Клубная жизнь - не шоколадка. Очевидная для теперешней молодежи схема "ди-джей - вертушки - танцпол" ценой величайших усилий нескольких поколений была реализована в нашей просвещенной Северной столице. А клубов до сих пор не так уж много. Могло бы быть меньше: вышеприведенная схема никогда не нравилась органам правопорядка, не встречала понимания у городских администраций, превратно истолковывалась криминальными кругами и подвергалась нападкам общественности. Противостоял всему этому лишь голый героизм энтузиастов и провидцев. Иных уж нет. История клубного движения проходила те же фазы развития, что и революционное движение в России XIX века: от аристократических кружков и тайных обществ к демократическому периоду и разночинной революционности, затем - к классовому пролетарско-буржуазному антагонизму. Согласно этой схеме мы сейчас находимся в преддверии революционной ситуации. То-то еще будет!

АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Время с начала восьмидесятых до первой "хаус-вечеринки" в 1989 году в ДК связи - это период салонной культуры. Тимур Новиков, Сергей Курехин, Сергей Бугаев, Валерий Аллахов творили шутя и уже в те годы синтезировали "русское техно" из подручных материалов. Они собирались для развлечений, но получалось так, что, развлекаясь, работали, а поэтому меньше всего нуждались в присутствии посторонних. Мастерская Тимура Новикова была тем местом на культурной карте задушенного кагэбистами Ленинграда, которое в старинном аристократическом смысле слова можно было бы назвать тайным клубом. Это было место генерирования новых художественных идей, идей, определивших многие направления дальнейшего развития современной культуры и актуального искусства. Похожим образом дело обстояло с культурными деятелями пушкинского круга, которые собирались, чтобы за пирушкой в узком кругу обсудить, не стоит ли свергнуть в ближайшее время господствующий государственный строй и не заменить ли сентиментализм романтизмом. Эти люди понимали масштаб и ответственность своей деятельности, они возводили техно-музыку к танцам дервишей и искренне считали ее посланием будущему населению галактики, поэтому претенциозность их деклараций вполне естественна.

Сергей Бугаев - Африка : "Мировая цивилизация очень сильно видоизменялась в течение последних ста лет. И появление техно-музыки в конце XX века - это событие огромной важности для духовного развития человечества. Клубное движение автоматически самоорганизовалось, эманировало изнутри этой музыки как глобальный энергетический процесс. Это и есть глобализация - появление всемирного музыкального орнамента. Клубная система - это не танцевально-развлекательная индустрия, как многие считают, это серьезнейшее, научно обоснованное явление. В Петербурге все началось с того, что цельный и единый круг людей, в который входили известные на тот момент персонажи русского (постсоветского) андеграунда, с самого начала воспринял появление электронной музыки с радостным энтузиазмом. Мы с Гребенщиковым в 1983-1985 годах доставали нелегально привезенные в СССР пластинки Visage, Depeche Mode и переписывали их на бобины. Это была совершенно иная информационная и техногенная среда, не было, к примеру, ни одной видеокамеры, не говоря уже о компьютерах. "Поп-Механика" всегда интересовалась всем, что происходит в области звука, и однажды они поехали в Ригу и встретили там ди-джея Westbam. Мы впервые увидели ди-джея, сводящего пластинки, это так понравилось Курехину, что мы тут же пригласили его выступать в составе "Поп-Механики". Пластинка, на которой Westbam скретчит на фоне "Поп-Механики", до сих пор величайшая редкость. Можно сказать, что это явилось символическим стартом русского техно. Но и в аналоговое время в рамках объединения "Поп-механика" - "Новые художники" был огромный интерес к разного рода музыкальному коллажированию. Изначально все собирались узким кругом на улице Воинова, в сквоте Тимура Новикова. Музыка крутилась на совершенно невероятных советских вертушках "Корвет". Когда их увидел Westbam, он чуть не окосел от их дизайна. Вообще, специалисты в области звука всегда проявляли огромное внимание к Советскому Союзу, потому что здесь существовала своя уникальная традиция звуко-извлечения. Достаточно вспомнить Льва Термена, создавшего терменвокс - прообраз современных синтезаторов. Он долгое время возглавлял засекреченное КБ, в котором было создано не одно поколение синтезаторов. Буревестниками русского техно стали "Новые композиторы", которые в свою очередь многим обязаны великому культурологу и теоретику культуры Тимуру Петровичу Новикову. Он заметил молодых Аллахова и Веричева и начал приобщать их к процессу. Тимур и сам изобрел ряд музыкальных инструментов, самым известным из которых стал аналоговый самовоспроизводящий синтезатор "Утюгон", изготовленный из утюгов, подвешенных на рамах разной длины и сечения. Этапом в развитии клубной музыки стало появление у Сергея Курехина первого сэмплера profi 2000, которым пользовались все: "Кино", "Поп-механика", "Новые композиторы": Салонная культура застойных восьмидесятых к девяностым стала перевоплощаться в новые формы. Впервые "Новые художники" выехали за границу, их работы стали закупаться крупнейшими музеями мира, исчезли протоколы и циркуляры, которыми КГБ душил любое культурологическое движение и инакомыслие. Результатом перестроечного времени и горбачевского "окультуривания" стало то, что в 1989 году Тимур Новиков организовал первый gay-friendly-рейв в ДК связи, на котором выступал DJ Янис (Рига). Одновременно это была первая выставка "Новых художников": Георгия Гурьянова, Дениса Егельс-кого, Владика Мамышева-Монро. По воспоминаниям Тимура Новикова, предпочтение на входе отдавалось геям и людям, не уступающим им в экстравагантности (статья за мужеложство еще не была отменена, и акция носила оттенок социального протеста). Вечеринка закончилась ровно в двенадцать, когда одуревший от происходящего представитель администрации вышел на сцену и потребовал от присутствующих разойтись. Потом события в городе сменили ритм, молодежь стала наслаждаться новыми возможностями, и в Ленинграде 1990 года возникло музыкальное явление, известное всем как "Фонтанка, 145". Это был самый первый опыт собственно клубного движения. Там появились первые вертушки Technics, там вечеринки проходили на регулярной основе, и там побывало такое количество молодежи, что клуб этот по праву можно считать прародителем всех будущих русских клубов.


Андрей Хаас : "Теперь, спустя пятнадцать лет, значимость того первого клуба на реке Фонтанке трудно переоценить. Это была типичная ситуация для творчески настроенных бездельников начала девяностых годов: найти заброшенную квартиру, а лучше целый дом, поселиться там, слушать музыку, курить траву, встречать гостей и не интересоваться ничем, кроме собственных развлечений. Все были молоды, наступали новые времена, и что самое главное - пришла новая музыка. Не избежал этой приятной участи и я: вместе с братом Алексеем мы нашли роскошную квартиру, выгнали оттуда бомжей, навели порядок и вообразили себя молодыми художниками. Тогда это было очень модно - быть художником. Очень скоро в гостеприимную квартиру пожаловали "Новые художники", просторные апартаменты стали местом постоянных встреч для тесного круга известнейших городских персонажей: здесь бывали Тимур Новиков, Евгений Козлов, Иная Савченко, Юрис Лесник, Монро, Африка, Ирэна Куксенайте, Олег Котельников, Катя Беккер, Денис Егельский, Олеся Туркина, Виктор Мазин и многие-многие другие. А дальше события стали развиваться стремительно. Поскольку основным занятием поселенцев этой квартиры было развлечение, они стали постепенно превращать ее в клуб: появились первые вертушки и пластинки, стены увешали примитивными лампочками и украденными с фасадов домов неоновыми трубками, появились запасы шампанского, и выработалась система работы. Целый год клуб существовал как призрак: о нем знали все, но непосвященные не могли в него попасть. Впоследствии, когда "Танцпол" (так назывался этот первый клуб) уже занялся масштабными вечеринками, претерпели изменения и правила в клубе. "Танцпол" просуществовал два ярких года, и из его недр на мутную поверхность клубной жизни выплыли практически все известные нынче промоутеры, ди-джеи и владельцы клубов".


РАЗНОЧИНЦЫ

В начале девяностых Петербург был странным местом. В области балета мы по-прежнему были впереди планеты всей, но коммерческую значимость в городе имели лишь традиционное искусство, рок и эстрада. Рыночная жизнь тогдашнего современного искусства состояла в выбивании грантов из иностранных фондов, в лучшем случае - в гастролях по зарубежью. Петербург сотрясали гангстерские войны, но ди-джеи и художники устали ютиться в сквотах и, вооружившись газовыми пистолетами и поддержкой приблатненных элементов, начали потихоньку обживать городские площадки. Эра утопического социализма и идиллических коммун миновала - эпоха революционной демократии требовала решительных акций.

Андрей Хаас : "Летом 1991 года клуб "Танцпол" (братья Хаас, Миша Воронцов) в содружестве с "Новыми композиторами" устраивают несколько вечеринок в Ленинградском планетарии. Впервые городская молодежь выходит из подполья и оказывается в наполненном светом и звуком пространстве, где играет самая современная музыка. Перед изумленными танцорами того времени одна за другой зажигаются настоящие звезды: Янис Крауклис, Мистер Тэйп (Рига), Westbam, Роки (Берлин). Но эти первые вечеринки в Планетарии навсегда запомнились не только музыкой и неожиданным масштабом постановки: полчища бандитов хлынули на танцпол, неся с собой страх и насилие. Избитые в кровь молодые модники, вырванные из ушей сережки, глумление, прессинг и измывательства стали характерной особенностью "хаус-пати" по-русски. Однако процесс пошел, и уже ничто не могло его остановить. "Танцпол" устраивает вечеринку на теплоходе "Чайка", потом были опробованы дворцы культуры, музеи, фойе кинотеатров. В декабре 1992 года совместно с Иваном Салмаксовым и Женей Бирманом "Танцпол" готовит и проводит в Москве первый рейв "Гагарин пати". Это знаковое событие разбудило от "ресторанного сна" уже всю страну. На космический уикенд в павильоне "Космос" собралось две с половиной тысячи человек. Тимур Новиков прямо в павильоне разворачивает выставку своих произведений, из видеоматериалов о вечеринке монтируется фильм и показывается на английском MTV, приезжают гости со всей Европы, играют ранее никому не известные группы. По признанию москвичей, питерские взорвали бомбу, то бишь совершили идеологическую диверсию. Неформалы-устроители и сами впервые увидели результаты своей многолетней подпольной работы: Москва, обклеенная плакатами, кричащая зарубежная пресса, телевидение, иностранные звезды, тысячи проданных билетов, и в итоге - коробка из-под телевизора, полная денег. В своей телепередаче Артем Троицкий на всю страну заявил: "Рок умер", - и был прав: на "Гагарин пати" питерский "Танцпол" закатил рок-музыке довольно веселые похороны. Начался период мегавечеринок: "Гагарин пати-2", "Мобиле", "Технуар". В дело вступали новые имена и сообщества. Многим стало казаться, что вечеринки - очень легкий и быстрый способ обогатиться. Закончилась эта фаза полным крахом монструозных акций: молодежь объелась скотскими многотысячными сборищами на стадионах и утратила к ним интерес. В этот же период в Петербурге молодые художники Олег Назаров и Денис Одинг находят подземный командный пункт. Друзья, имевшие до этого веселый и популярный сквот в Свечном переулке, решают сделать собственный клуб. Они объединяют свои усилия с "Танцполом", и 7 мая 1993 года открывается техно-клуб "Тоннель". Когда первый клуб страны впервые открыл двери, снаружи толпу сдерживали двенадцать омоновцев в полной боевой экипировке. С первого дня в бомбоубежище на Зверинской улице устремились все без исключения слои общества: молодежь и студенчество, коммерсанты, бандиты, офисные клерки, спортсмены, девушки на выданье и сбежавшие из казармы курсанты. В подземном бункере закипели такие страсти, что влажные от духоты волосы посетителей частенько вставали дыбом. Но человек ко всему приспосабливается, и очень скоро в техно-подземелье все разбились на группы по интересам: молодежь танцевала и веселилась, наевшиеся таблеток бандиты бычили и дрались, а неопределившиеся просто глазели по сторонам и пили в баре. Клуб стал так популярен, что очень скоро о нем уже знали в Нью-Йорке, Берлине, Лондоне и на Литейном, 4. От вездесущих органов стали регулярно прибывать "поезда дружбы" - решетчатые фургоны, наполненные людьми в масках и с автоматами в руках. "Маски-шоу" выискивали в злачных местах рецидивистов и оружие, а заодно и наркотики у молодежи. Шли годы, и любимый народом клуб стал кузницей кадров для существующей и поныне техно-сцены. Леша Френч, Даня Адельсон, Сергей Демидов, Габриэль, Лена Попова, Юджин, Слон, Кузьма, Анжела Шульженко, Компас Врубель, Артур Будницкий, Саша Массальский, Миха Ворон, Костя Лавски, 3алогин - это далеко не полный перечень ди-джеев, стартовавших в "Тоннеле" и игравших в нем на протяжении пяти лет его существования. Став поистине народным клубом, "Тоннель" был прикончен властями в конце 1998 года". Одинг и Назаров покинули "Тоннель" еще в 1995 году. Олег Назаров организовал компанию "Саунд рефлекс", а Денис Одинг основал "Контрфорс".

Миха Ворон : "Когда я, Маша Малое и Денис Одинг провели первый "Восточный удар" в ТЮЗе, мы осознали себя как организацию, которая будет заниматься тотальными проектами. Возникла идея рейвов, перемещающихся из одного пространства в другое, - это отразилось в названии серии новых вечеринок "Рейв-монтаж". В 1995 году одним из таких пространств стало здание Морского вокзала - место в высшей степени странное, но с очень дешевой арендой, что вообще было типично для того времени. Затем - Казантип, "Форты", "Свежий ветер", Mayday, The World of Drum'n'Bass".


Видео из личного архива Андрея Хааса, с вечеринки Гагарин пати


Андрей Хаас "Корпорация счастья: История российского рейва" (избранные фрагменты из книги)
http://mds.rpod.ru/17150.html

Собственно сама книга "Корпорация счастья: История российского рейва"
http://www.amphora.ru/book.php?id=862#
Меняю яркие воспоминания на свежие ощущения!
Я не успел к открытию Америки, но надеюсь славно погулять на ее закрытии
мой игнор лист: Звездочёт - за тупость.

Propanal

Непрочитанное сообщение Propanal » Чт мар 27, 2008 11:34 pm

Занятно :P
Но есть и другие истории :roll:

КРЯ-КРЯ

Непрочитанное сообщение КРЯ-КРЯ » Пт мар 28, 2008 8:58 pm

Андрей Хаас КОРПОРАЦИЯ СЧАСТЬЯ- история российского рейва) :D

прошлой зимой про4ел)) за4етная история... обидно немного за итог всего этого... Не застал на4ала( но по книге видно каг все было по домашнему и в приятной атмосфере))) а щас это бизнесс....комерция мать её!!!(( :cry:

где ж они эти дети подземелья?

Ответить

Вернуться в «Real life.»